Кунгурская пещера
5-7 ноября 2000 года

Первый раз про Кунгурские пещеры я услышала в апреле этого года, когда мы возвращались с Гремячего водопада. Жена водителя, который нас подвозил, была родом из Перми, вот разговор и зашел о пещерах.

Вариантов куда поехать на эти выходные было как всегда море. Но постепенно образовалось несколько основных, в том числе и Кунгур. Мы в очередной раз попытались собрать компанию. От одного названия города - Кунгур -народ приходил в восторг. Все говорили: "Да, конечно, едем! Пообщаемся там с кунгуряками!" Но чем ближе подходило время отъезда, тем больше все оказывались занятыми, и в итоге мы опять остались вдвоем. Мы поехали, купили билеты и вечером в субботу сели в поезд до Кунгура. Впереди у нас было почти 3 суток выходных, 1500 км в один конец, масса паровозов, ну и, конечно, сами Кунгурские пещеры.

Один из наших соседей по кубрику (или как он там правильно называется) оказался на редкость разговорчивым. Он долго рассказывал нам про свою дочку, которая "вот уже 17 лет учится на отлично - школа, Иркутский университет, а теперь еще и дип. академия при МИД России в Москве". Видимо, он очень гордился успехами своей дочери и мог рассказывать об этом часами. Но нам скоро надоело слушать про эту столь умную девушку и мы легли спать. Проснувшись на другой день первым делом мы посмотрели в окошко - как там погода? Погода была все такой же - серое небо и ни одного лучика солнца. Мы не расстроились, ведь нам ехать еще целый день, и солнышко еще вполне могло появиться. Перекусив, мы опять стали смотреть в окошко. Странно, проехали уже почти половину пути, а лес за окном совсем не изменился. Некрасивый тут лес, неинтересный. В Подмосковье наши сосновые леса мне гораздо больше нравятся. Надо же - на три часа опаздываем. Ночью в одном из вагонов загорелся титан, вот и простояли так долго в поле. Но путь впереди еще долгий, глядишь, и нагоним. О, а вот и остановка - Шахунья. На перроне бабушки ведрами продают клюкву и бруснику всего за 90р. Хорошо бы домой купить… Ой, поехали. Ну ладно, теперь на обратном пути

Хорошо долго ехать в поезде - можно отоспаться за все московские недосыпы вместе взятые J Этим мы и занялись. Все-таки нет лучшего снотворного, чем стук колес.

Проснулись мы около станции Зуевка и прилипли к окнам - где-то здесь, на территории депо должно быть много паровозов, и даже один памятник. Так и есть. Один паровоз даже под паром - кипятит воду. И памятник на месте - ФД, только почему-то покрашенный в зеленый цвет (обычно они черные). Налюбовавшись на это чудо техники, мы снова решили поесть. А чего еще в поезде делать - только спать, есть, да, лежа на верхней полке, в окошко смотреть ;) На станции Балезино продают какой-то чудо-бальзам, настоянный на золотом корне радиола розовая, который делают в соседнем городке Глазово. Подышав воздухом (ну и холод, однако) и подумав, что и бальзамчику неплохо было бы домой купить, мы побежали в вагон отогреваться. До Кунгура осталось совсем чуть-чуть, жаль стемнело уже - ничего вокруг не видно. Ну, не беда - зато поспать можно J А вот и Кунгур. Надо же так на три часа и опоздали. И вот вместо планируемых 19.30, мы приехали на место в 11 вечера, т.е. в час ночи по местному времени. Да-а-а, поздновато. Оставив Дениску переписывать расписания, я пошла узнавать про гостиницы, имеющиеся в городе. Их всего две, одна в туркомплексе "Сталагмит" прям около пещер, а вторая в городе. Идти до обеих минут 40, осталось только выбрать направление - направо или налево от вокзала (направо пойдешь - в "Сталагмит" попадешь, налево пойдешь - в "Ирень" (это вторая гостиница) попадешь - такую надпись надо бы повесить на самом видном месте на Кунгурском вокзале ;) Мы решили пойти налево, мало того мы еще решили поймать машину и за денежку!!! доехать до гостиницы. Просто-таки небывалый случай. Вторая же машина затормозила со страшным визгом, похоже, водитель просто вжал педаль тормоза в пол. И вот мы уже едем и беседуем о преимуществах и недостатках обеих гостиниц. Водитель пытался нас уверить, что мы сделали неправильный выбор, и гостиница "Ирень" не гостиница вовсе, а самое обыкновенное общежитие. Мы же старались убедить его, что это совсем неважно, и переночевать можно и там. Так мы и доехали до гостиницы. На вопрос, сколько же мы должны, последовал ответ, что нисколько, мол, он и так сюда ехал. Дивясь про себя (надо же, в кои-то веки решили отдать деньги за подвоз, так и то не взяли) и вспоминая Выксу, мы и вошли в "Ирень". Сняли там номер, поужинали, завели будильник на 7.30 и заснули.

До чего же гадкая вещь - будильник. За окном еще темень, а он уже трезвонит на всю комнату. Не, вставать рано - можно еще часик подремать.

А вот уже и рассвело, пора, нас ждут великие дела. Позавтракав и собрав рюкзаки, мы отправились гулять по городу. План был такой: сначала погулять по городу, поснимать храмы,потом зайти в краеведческий музей, оттуда в пещеры, ну а дальше видно будет. Погода была все такой же серой, поэтому сняв три храма, которые находятся около гостиницы, мы не пошли на дальнейшие их поиски, а сразу отправились в музей. В музее кроме постоянной экспозиции про город, проводятся еще временные выставки. В эти дни там работала выставка "Биологические мутанты", на которую спешило довольно много народа. Наше желание осмотреть основную экспозицию музея вызвало немалое удивление. Откуда-то достался ключик, открылись двери, включился свет, и мы в гордом одиночестве стали бродить по залам. Нам сразу вспомнился экскурсовод в Мценске, который устроил нам необыкновенную экскурсию по местному (не очень богатому) музею. Он не просто водил нас по залам и скучным голосом говорил: "Посмотрите направо…, а теперь налево", а очень живо и безумно интересно рассказал нам об истории города, о его теперешнем состоянии, о всяких интересным местах в округе, куда нам, как "людям творческим", он мог бы посоветовать съездить. Здесь же все оказалось совсем не так. Мы просто нанесли музею визит вежливости, побывали там. Единственная полезная и важная вещь, которую мы узнали там в музее, это то, что 9 автобус, идущий прямо до пещер, уходит от конечной остановки через 10 минут (а следующий только через полтора часа). Поэтому последний зал музея мы посмотрели быстро-быстро, и побежали на автобус. Вскочив в уже почти отъезжающий, переполненный автобус, мы поехали.

Ух, сколько же народа здесь ездит в эти пещеры. До самого конца мы ехали, сдавленные и сжатые со всех сторон, поэтому, когда автобус наконец приехал, вылезти из него и встряхнуться как воробей после давки, было настоящим удовольствием J Толпу детей, ехавших с нами в автобусе, повели направо - обедать, а мы пошли налево - к пещерам. Вход в пещеру находится за тяжелой дверью в почти отвесной горе, а рядышком - площадка, на которой стоит будочка-касса, вагончик-буфет и продавцы, предлагающие с лотков различные каменные поделки и безделушки. Заход в пещеру строго по часам - в 10, 12, 14 и 16 часов. До ближайшего еще целый час, а народу около кассы набралось человек 15. Хорошо, мы вторыми стоим. Я осталась сторожить кассира (касса была закрыта), а Дениска отправился изучать рынок и куда-то пропал. Минут через 7 появляется местная (пещерная ;) тетушка и спрашивает у очереди:
- Вы все тут в пещеру? (странно, зачем бы еще народ стоял в эту кассу?)
- Угу.

Пересчитав нас всех и выяснив, что в наличии имеется около 15 человек, она бросает на ходу: "Быстренько подходите все ко входу" и куда-то убегает. Вся очередь, подхватив сумки и созывая своих разбредшихся кто куда родственников, быстренько идет к пещере. А Дениски все еще нет. Его вообще не видно на горизонте. Безрезультатно покричав ему, я уже смотрела на закрывающуюся дверь в пещеры и думала, что ничего страшного, если мы пойдем как все нормальные люди с экскурсией в два часа, нет (вот только время жалко, его же как всегда очень мало), как появился Дениска. Покричав, что, мол, не закрывайте дверь, мы уже идем, мы забежали в пещеру, расплатились за вход и пошли догонять народ. Честно говоря, называя эти пещеры Ледяными, люди им льстят. Если лед там и бывает, то в очень небольшом количестве и только несколько месяцев в году (где-то с февраля по июнь). Наибольшее же впечатление на нас произвели пещерные озера с чистейшей водой, прозрачной до такой степени, что дно видно на глубине нескольких метров. А самое впечатляющее, это когда своды пещеры отражаются в воде и создается впечатление, что вниз уходит глубокий-глубокий каньон, эдакая расщелина в скалах, дно которой теряется где-то далеко, настолько глубоко, что его и не видно. Поражают еще и каменные фигуры зверей, населяющие пещеру. Например, идешь по тоннелю между двумя гротами, поднимаешь голову, а под потолком тень огромной крысы. Работники пещер ее очень любят и при входе в этот тоннель говорят туристам: "А вот здесь у нас живет крыска - Лариска" ;) Кроме нее в пещерах живут лягушка, крокодил, чудовище, есть птица, летящая под потолком. Вот только растений в пещере нет. Только в одном месте прямо под прожектором вырос мох, споры которого занесли сюда, по-видимому, экскурсанты. Настоящий лесной зелененький мох. Встречаются еще и рыбы, которых заносит в пещеры во время большой воды, но они долго не живут - гибнут в очень жесткой пещерной воде. Вообще экскурсия очень интересная и красивая (гроты и озера красиво подсвечиваются разноцветными прожекторами), вот только быстрая слишком. В том смысле, что постоянно приходится чуть ли не бегом догонять экскурсию, которая успела перейти уже в следующий грот, пока мы увлеченно снимали что-то. Но самое интересное в том, что пройдя определенный участок (очень небольшой), экскурсовод включает свет на следующем переходе и выключает освещение на предыдущем. Таким образом мы пару раз оказывались в полной темноте. Впечатлений - море J Такой абсолютной темноты на поверхности увидеть невозможно - всегда есть какой-то предмет, который хоть немного, но светится. А здесь, на глубине несколько десятков метров, никогда не было ни одного солнечного лучика, поэтому и темнота тут особенная - какая-то уж очень темная ;)

Только выйдя из пещер, мы узнали, что можно было заказать индивидуальную экскурсию. Стоит это подороже правда, но зато можно было бы вдоволь насмотреться на пещеры, поснимать на камеру и фотоаппарат. А так бедному экскурсоводу все время приходилось нас ждать. Ну да не беда, все равно здорово - пещеры очень красивы. Вот интересно было бы теперь посмотреть на них где-нибудь в марте, после зимних холодов, когда, по словам местных жителей, пещеры одеваются в свой ледяной наряд.

Попав вновь на белый свет, мы подощли к одному из лотков, на котором продавался медведь из темного гипса, который очень уж понравился Дениске. В результате долгой беседы с продавцом, любования медведем и осмотра всех остальных фигурок, нами был приобретен медведь и получены в подарок кусок желтого необработанного гипса и маленький совенок с огромными глазами. Поблагодарив продавца и тщательно упаковав подарки, мы пошли перекусили в местной кафешке и направились в город. В городе мы хотели узнать про паровозы, которые должны были быть где-то на территории депо, а потом на автобусе или Газели уехать до Кукуштана - примерно полпути до Перми. От Кукуштана, судя по карте, на юго-запад идет узкоколейка, а на самой станции есть депо, куда было бы интересно попасть. Да и вообще узнать как там и что, жива ли еще эта ветка.

Походив в Кунгуре по длиннющему пешеходному мосту над путями и над территорией депо, мы так и не нашли никаких следов от имеющихся паровозов, кроме одного тендера, который валялся за каким-то зданием. До автобуса в Кукуштан у нас еще было время, и поэтому мы решили зайти в само депо и пораспросить его работников про паровозы. Не обращая внимания на грозную надпись "Посторонним хождение по территории депо строго запрещается", мы спустились вниз и почти сразу же натолкнулись на человека в форме. Упс! Решив, что лучшее защита - это нападение, мы сразу же перешли в атаку:
- Добрый день. А у вас тут где-то паровозы должны были быть. Не подскажете где это?
- Паровозы? (человек искренне удивился) Сейчас пойду, узнаю…
И человек скрылся в здании депо. Раздались приглушенные голоса, и вскоре оттуда вышли уже двое ;)

- Вот, ребята говорят про паровозы…
- Ну да, должен быть паровоз и тендер. Тендер мы нашли, он вон там валяется…
- Где валяется? (опять искреннее удивление - как это так? И откуда у нас тендер? ;)
- Ну вон там, за этим зданием.
- А, да. Там валяется. И все. Больше у нас и нет ничего. За паровозами вам в Шумково надо ехать на базу запаса. Приезжайте туда в рабочий день, подойдете там к начальнику депо, разрешение у него получите, если вам чего фотографировать надо или еще что-то, и пожалуйста. А здесь у нас нет ничего. Порезали все.

Поблагодарив деповцев и подивившись про себя на их осведомленность и лояльность по отношению к нам (обычно желание увидеть, а тем более сфотографировать паровоз вызывает скорее негативное отношение - нет, ни в коем случае, нельзя это, запрещено), мы пошли к автобусу. Опоздав минут на 10, он приехал. И, удобно разместившись на заднем сидении, мы поехали в Кукуштан.

Как ни странно, но переезд с узкоколейкой был еще жив. Когда-то он был даже регулируемым, только теперь вот шлагбаумы сломаны. Но рельсы есть и даже вроде травой не заросли - неужели здесь еще движение сохранилось? Щас разберемся. По пути к станции нам встретилась женщина, которая на вопрос: "А ходит здесь что-нибудь?" сказала, что последний поезд прошел здесь еще весной и только "до моста", а до Аннинска уже давно ничего не ходит. Скоро уже и депо показалось. Жутковато вообще-то смотрится такой пейзаж ночью. Темное здание депо, а вокруг на кое-где разобранных путях стоят вагоны, цистерны, в стороне валяются остатки кабин тепловозов и какие-то другие железяки. Вдоволь налазившись по депо и исследовав все вагоны и остатки тепловозов, мы пошли на станцию - дожидаться электрички в Пермь. Идя по путям к вокзалу, мы быстренько переименовали Кукуштан в Сперлибрюку ;), полюбовались на электрички, которые в темноте похожи на ярких электрических гусениц, и подошли в вокзалу, который изнутри оказался очень похож на вокзал в Уноре, главным образом из-за огромной чугунной печки, которая занимала большую часть зала ожидания ;) Я осталась переписывать расписание, а Дениска отправился на поиски пропитания и вскоре вернулся, таща охапку всяких вкусностей ;) А вот и электричка. Мы загрузились в нее и где-то через полтора часа приехали в Пермь.

Пермь оказалась огромным городом и что самое странное, в отличие от других периферийных городов, создавала ощущение Москвы. Обычно приезжая в какой-то город, чувствуешь, что ты не в Москве. Хотя почему возникает такая уверенность, сказать трудно. Вероятно из-за множества мелких деталей - освещение улиц, внешний вид городского транспорта и домов города, поведение и разговор жителей. Здесь же все на удивление напоминало родную столицу (Хотя местный говор давал себя знаь - ДК).

Ночевать мы решили в гостинице "Центральная". Ну т.е. сначала мы ее по месторасположению выбрали (близко от вокзала Пермь-1, куда нам с утра до поезда попасть надо было), а уже подходя к гостинице, выяснили, как она называется. На первых двух этажах оказались всякие офисы, а вот на третьем - нормальная гостиница, в которой, судя по ее внешнему виду, вполне можно было переночевать ( в смысле не очень дорого и вполне прилично). Разговор с администратором начался с такой фразы:
- Ну и чего вы стучите? (я в этот момент стучала в комнату с табличкой "Администратор", а она вышла откуда-то из-за угла)
- А поселиться к вам можно?
- Можно, только у нас двухместных номеров нет, а в одноместный я вас вдвоем не поселю - у нас койки узкие.
- Ну и мы вроде тоже небольшие.
- Не поместитесь (очень категорично и уверенно), да и удобства у нас все в коридоре.
- Ничего страшного, поместимся.
- Нет, не могу.
- А можно от вас позвонить в "Турист" (соседняя гостиница), чтобы не идти туда напрасно, вдруг у них тоже номеров нет?
- А почему это я вам должна такую услугу делать? Звони тут всем, узнавай! (почти крича столь гневную тираду, она придвинула к себе телефон и стала набирать номер). Але, "Турист"? Есть у вас места? А то у меня тут молодой человек с девушкой, а у нас койки узкие… Да, ну ладно… Есть там места (это уже нам), и кровати там полуторные, идите туда.

Поблагодарив, мы отправились в "Турист". Там нас встретила очень строгая и сердитая женщина, которая прямо с порога заявила нам, что двухместных номеров нет L - А одноместные?
- А, так это вы идете из "Центральной"?
- Угу.
- Два номера будете брать?
- Нет, один.
- А кто это вас двоих в одноместный номер поселит?

После долгих выяснений и объяснений со словами: "И что, у вас в Москве тоже по двое в одноместных номерах селят?", она выдала нам анкету на поселение.
- Так мы же в Москве в гостиницах не ночуем. А в других городах - да, селят.
- А во сколько вы завтра уйдете?
- До 10, нормально будет?

Договорившись на этом и взяв ключи, мы пошли в номер. Открыв его и зайдя в комнату, мы обнаружили в нем работающий телевизор и разобранную постель. Ой, да здесь, похоже, живет кто-то. Дав задний ход, мы вернулись обратно в коридор. Подумав, пошли позвали дежурную, которая была удивлена не меньше нас и очень испугана. Войдя в номер еще раз все втроем и тщательно осмотрев его, мы пришли к выводу, что никто там не живет ;), просто горничная, которая с утра должна была убрать комнату, задумалась в нем о чем-то своем, включила телевизор и… забыла убрать номер. Оставила телевизор работать и куда-то ушла. Закончилась эпопея с гостиницами тем, что нас переселили в соседний номер. Там, правда, не оказалось туалетной бумаги, но это уже мелочи ;) В общем, поужинав, мы легли спать.

На следующее утро мы совершили настоящий подвиг - мы проснулись, позавтракали, собрались и ушли из гостиницы до 10 часов утра. Хорошо идти по почти пустому, еще спящему городу - народу нет никого, вокруг пустынные улицы, лишь кое-где встречается одинокий прохожий, бегущий куда-то, закутавшись в шарф или уткнувшись носом в воротник. Так мы и дошли до вокзала Пермь-1. Сфотографировали стоящий там паровоз- памятник, зашли на речной вокзал, где не оказалось ничего интересного, и пошли на ЖД вокзал. Оказалось, что электричка до второй Перми уходит уже вот-вот, и времени списывать расписания у нас нет. Уже выходя на улицу, мы совершенно случайно заметили в окошке кассы печатное расписание на все направления. Обрадовавшись и, конечно, купив его, мы побежали на электричку.

И вот мы снова на главном вокзале в Перми. До поезда часа два, а нам еще надо успеть найти паровоз и очень редкие электровозы, стоящие где-то в старом депо. Паровоз мы нашли довольно быстро. Зелененькая "Овечка" стояла на постаменте на самом виду с гордой надписью на боку: "120 лет Пермскому депо". Оглядываясь по сторонам - не оказалось бы поблизости бдительных охранников, мы сфотографировали ее и отправились на поиски электровозов. Где их искать мы знали лишь приблизительно, поэтому, немного поплутав, мы вышли по путям на какой-то двор, где хоть и стояли старые вагоны, но на депо, даже старое, это совсем не было похоже L Спросив у какого-то местного дядечки про депо (очень удивив его нашим интересом к ЖД технике вообще и уникальным электровозам в частности), мы наконец-то вышли на правильную дорогу. И очень вовремя, т.к. времени у нас оставалось в обрез. Минут через 15 мы подошли к воротам, за которыми и скрывалось депо. Правда оно оказалось обнесенным стеной, а ворота были заперты. Ага, между стеной и землей есть дырка. Нам туда. Вот только прям рядом с забором со стороны депо ходит какой-то дядечка, не то охранник, не то просто работник. Не полезешь же перед его носом под забором. Подождав пока он скрылся за каким-то зданием, Дениска, взяв сумку в фотоаппаратом, нырнул в этот подкоп, а я осталась снаружи, сторожить рюкзаки. Через какое-то время под забором опять появились знакомые ботинки - Дениска вернулся. Убрав фотоаппарат и подхватив рюкзаки, мы пошли обратно на вокзал к поезду. До его отправления оставалось всего минут 10, поэтому мы просто залезли в вагон, устроились там и стали ждать. И вот раздались звуки "Прощания славянки", состав тронулся. И опять впереди 1500 км, только теперь уже в сторону дома.