Узкоколейка в сердце Мещеры
10-12 сентября 1999 года

День первый. Владимир

Началось все с возникшей вдруг у меня твердой убежденности, что надо уже когда-нибудь прокатиться по настоящей узкоколейке. Справедливости ради надо сказать, что у меня был уже в активе подобный опыт – Переславский музей и катание по линии кооператива «Векса», но было это давно и ностальгия уже успела порядком замучить. И вот в один из сентябрьских дней я проснулся, твердо зная, что в ближайшие выходные меня ждет нечто интересное и незабываемое. Полистав архивы рассылки «1520мм» и незаменимые «Все электрички России», я пришел к выводу, что ехать надо в Туму – там более-менее приемлемое расписание (что редкость для узкоколеек) и ветка проходит по моим любимым мещерским лесам. Кроме того, предстояла поездка на экзотичном для неискушенного москвича дизеле по не менее экзотичной ветке Владимир – Тумская.

К четвергу стало ясно, что из всей планировавшейся большой тусовки остались только мы с Аленкой. Но нас это не особенно разочаровало, и в пятницу вечером мы были на Курском вокзале. Оказалось, что на владимирский экспресс (как хотелось прокатиться в мягких креслах первого класса!) в день отправления билетов не купить. Поразмыслив немного и решив, что не возвращаться же домой, мы изучили расписание пригородных на Петушки. Оказалось, что через несколько минут уходит искомая электричка. На платформе мы познакомились с двумя девушками с огромными шмотниками и гитарой. Оказалось, что они занимаются в зоопарке, а это выезд «в поле» - для изучения птиц, розжига костров и пения под гитару. Ехали они на 113 км, где-то там недалеко в лесу есть зверопитомник, что-то вроде зоопарка.

В Петушках у другого края платформы уже стоял пригородный на Владимир: несколько плацкартных вагонов (локомотив в темноте разглядеть не удалось). Несмотря на магистральность направления поезд наш шел как-то уж очень медленно и подолгу стоял на остановках. В пути мы выяснили у проводницы особенности местного железнодорожного сообщения. Оказалось, что Александров – Владимир уже несколько лет как отменен. На участке Москва – Владимир сообщение также весьма ухудшилось. Дело в том, что Петушки – Владимир – часть Горьковской железной дороги, но, в отличие от всей остальной сети, этот участок электрифицирован на постоянном токе (Владимир – станция стыкования с переменным), как и Москва – Петушки. Ранее из Москвы во Владимир ежедневно ходило несколько пар электропоездов, но в период всеобщего бардака дороги не смогли договориться о сквозном движении и прямые электрички были отменены. Ныне осталась только одна утренняя собака и вечерний экспресс.

В пути нас сопровождала команда фанов самарских крылышек – они возвращались с игры с московским «Динамо». По-видимому, «Крылья» одержали верх, поскольку буйство продолжалось всю дорогу до Владимира.

Владимирский вокзал неприятно удивил своей запущенностью. Для начала мы скатали пригородные расписания. Тумских на стенах не было, поэтому мы обратились к дежурной по вокзалу. Достав книжку служебных расписаний и найдя страницу, посвященную искомой узкоколейной ветке (к ней был прикреплен ворох телефонограмм об отмене и назначении поездов – такая ветка и какая на ней кипит деятельность!), она все же не успокоилась и позвонила на вокзал в Туму. Оказалось, что нынче в ходу оба рейса – и ночной и дневной в 14.00.

Затем, польстившись, на мягкие перины (на стене висела афиша «комната для ночлега»), мы побродили по вокзалу в поисках означенной «гостиницы». Ничего похожего мы не нашли ни внутри ни снаружи (на самом деле не очень-то и стремились), зато набрели на более-менее приличную столовку, где и перекусили супом и пельменями. Насытившись таким образом, мы подумали, что неплохо бы и переночевать. Уже стемнело, но станционные пути были освещены почти как днем. По ним мы и отправились на запад, в сторону моста через Клязьму. Всю дорогу до места ночевки нас сопровождал симпатичный белый песик – непременный атрибут всех станций, больших и малых.

Поначалу мы хотели приземлиться в одной из опор моста – там мы обнаружили довольно обширное помещение. Однако, поизучав его поподробнее, мы нашли, что там грязно и вообще не очень, и двинули дальше. В конце концов нам надоело бродить в темноте по хлюпающей грязи, а тут как раз подвернулся пригорок, прикрытый кустом. Мы расстелили палатку, закинули в нее пенки, спальники, рюкзаки, устроились внутри сами (ставить палатку нам заленивилось) и уснули под перестук колес и противный диспетчерский голос (один из трансляторов был недалеко от нас, у западной границы станции).

День второй, узкоколейный

Несмотря на короткий сон, утром я чувствовал себя как-то особенно бодро – впереди было интересное путешествие. Всю ночь снились поезда, мчащиеся прямо на палатку. Лежа в палатке, я почувствовал, что за тонкой стенкой кто-то сопит. Оказалось, что это наш вчерашний белый приятель. Вылезая из палатки мы поражались грандиозностью сооружения – мост был никак не меньше московского метромоста по высоте, а в длину он терялся где-то в туманной дали за Клязьмой. Клязьма в этом месте также была весьма широка.

Чтобы успеть на двухчасовой поезд из Тумы, нам необходимо было уехать из Владимира на дизеле 8.37. Время поджимало, пришлось поторапливаться. Покидав спальные принадлежности (пены, спальники и палатку) в шмотники, мы рванули на вокзал. Дизель был переполнен! Ничего удивительного – утро субботы, окончание дачного сезона и разгар грибного. Поначалу я был в полной уверенности, что в такой давке (а мы ехали на двух нижних ступеньках, прижатые к дверям) нам придется ехать до самого конца. К счастью, я ошибался – народ постепенно рассосался еще не доезжая Гусь-Хрустального. Кстати, вопреки ожиданиям, мы не встретили ни одного человека, торгующего хрусталем. Видимо, весь хрусталь вывозят в Вековку и Москву.

Дизель приятно удивил мягкостью хода (в отличие от электричек) и своим необычным видом. За 11 лет, прошедших с моей поездки в Калининград (логово дизелей) я успел порядком подзабыть, как выглядит это чудо. Немного не доезжая до Тумской, мы увидели в окно по левой стороне настоящий паровоз. До него от станции было не более 2 км, времени у нас было около 2 часов, поэтому, скатав расписание, мы направились рассмотреть его в подробностях. По дороге мы проходили мимо депо, оно оказалось совмещенным – там одновременно содержались дизель-поезда и узкоколейная техника. У ворот, среди прочего, стоял ТУ2 с заваренными окнами.

По дороге к паровозу мы прошли через центральную площадь: там, как обычно, располагались торговые ряды (ныне – коммерческие ларьки), церковь и пара магазинов. Тума – совсем маленький поселок. Когда однажды туманной зимней ночью я с друзьями ехал на машине со стороны Спас-Клепиков в Касимов, Туму мы заметили только благодаря железнодорожному переезду в самом ее конце.

Паровоз оказался серии Эр. Стоял он на длинном, как бы запасном, пути, который начинался у депо и уходил в противоположную от станции сторону на расстояние около километра. Состояние машины весьма плачевно, хотя внешний вид – боевой: мало ржавчины, да и выглядит он более-менее прилично. Мы немного поснимались на его фоне и заспешили к цели своего путешествия – скоро отходил поезд на Голованову Дачу. Странный оптический эффект: когда узкоколейный поезд выползает из отстоя, он кажется в несколько раз меньше (просто игрушка) по сравнению с вагонами широкой колеи (при разнице в ширине колеи всего в два раза). Поезд на Тумскую подали совсем свежеокрашенный – два ярко-зеленых пассажирских вагона и оранжевый тепловоз. На узкоколейной линии есть даже платформа – несколько бетонных блоков лежат на земле, до них надо пройти метров 300 вперед по ходу дизеля из Владимира.

И вот мы в вагоне. Тепловоз, свистнув, стронул состав, а мы, побросав шмотники в дальний угол, пошли на переходную площадку (оказалось, что между вагонами существует переход). Под открытым небом ехать оказалось повеселее, хотя видно поменьше – мешают торцы вагонов. Снимаем на видео, сидя на подножке, ветерок, скорость небольшая, красота. Оказалось, в первом вагоне есть и кондуктор – молодая девушка с пулеметными лентами билетов на ремне. Мы закупили у нее все мыслимые виды билетов (они оказались похожи на обычные пригородно-автобусные), поговорили о разном.

Тем временем подъезжаем к первой станции. Здесь происходит перецепка со сменой направления. Дальше на запад рельсы уходят в сторону Спас-Клепиков, туда по слухам есть грузовое движение по рабочим дням, но рельсы продолжают постепенно разбираться. А нас ждет интереснейший путь по мещерским глухоманям, на юг, в сторону Голованова.

Девушка из местных, пока стояли (минут 15), набрала полный подол правильных грибов: белых и подосиновиков.

Тепловоз обогнался, и мы тронулись в обратную сторону, но теперь на выходной стрелке поезд резко повернул вправо – мы поменяли направление на южное и через некоторое время углубились в сухой сосняк. Припав к окну, мы стали замечать совсем рядом с железнодорожной колеей огромные грибы, в Подмосковье таких и не водится, в основном, похоже, белые. Скорость была невелика, и мы фантазировали о том, что можно выпрыгивать из вагона на ходу, срывать гриб и запрыгивать обратно. Коричневые шляпки так и манили остаться на одном из многочисленных «километров по требованию», но мы стойко держались и доехали до вожделенного тупика Головановой Дачи. Строго говоря, тупиков даже два – оборот осуществляется треугольником.

На станционном бараке висит многообещающая табличка «Берегись поезда». Тепловоз отцепился и поехал оборачиваться (треугольник очень большой), дорогу ему перегородила корова (размером примерно как раз с тепловоз). Помычав друг на друга, они, наконец, разошлись (или разъехались?) каждый по своим делам.

Все вокруг – сплошь песок и сосны, песчаные улицы расходятся в разные стороны от станции, вокруг – черные кубики домов. Дома, видимо, здесь никогда не красились. На всем – четкий отпечаток глухой провинции, наверное, также здесь жили сто или двести лет назад.

Пытаемся выйти из деревни в правильном направлении, обычно это бывает сделать сложнее всего. Узнаем дорогу у одного из аборигенов (на улицах – никого), копающегося на огороде, в ответ слышим что-то нечленораздельное, продолжаем идти, доверяя чувству направления. У выхода из деревни понимаем, что не ошиблись – на шесте прибита деревянная стрелка «Ольгино». Через некоторое время в песке прямо на дороге находим белый. А ведь дорога проезжая – видны недавние следы протекторов, как это удалось ему тут уцелеть? Смакуя его «боровиковый» вид, срезаем и дальше идем, уже целенаправленно выглядывая грибы под ближайшими соснами.

Покапал дождик. В одном месте чуть не начали плутать, но вовремя выправились. Хотя здесь дорог значительно больше, чем на карте – постоянно встречаются загадочные развилки и пересечения; интересно, сами местные всегда знают, какая дорога куда приведет? Единственный четкий ориентир в такой ситуации – гидрография, в нашем случае – озеро Урцево, на котором мы собираемся ночевать. И, действительно, несмотря на все развилки, к вечеру мы выходим на берег крупного озера, вытянувшегося вдоль дороги с востока на запад. Находим замечательную поляну на берегу, судя по следам шин это излюбленное место рыбаков. Закат уже произошел, постепенно темнеет. Увлекшись ловлей последних лучей, пробую снимать закат, озеро, темнеющие берега. Ставим палатку, варим суп с картошкой и грибами, собранными по дороге (их оказалось столько, что все съесть не удалось).

День третий, автостопный

Утро было свежим и бодрящим. Вымыв посуду и скатав палатку вышли почти на финишную прямую – до Ольгино было уже недалеко. В деревне, в отличие от Голованова, было много окрашенных домов, да и архитектура была более «пригородной». Однако, на улицах также тихо – никого, только куры бродят в поисках червяков. Сильный ветер затянул небо серыми облаками, похолодало. В конце деревни выяснили у старушек дорогу дальше и направились к одной из жемчужин этого путешествия – мосту через Пру.

Следующие после Спас-Клепиков мосты через Пру – в Заводской Слободе (современный, с асфальтовым покрытием), Горках и в Деулино. Деулинский тоже неинтересен – бетонные плиты, уложенные на бетонные же трубы. Здесь заканчиваются многие байдарочные маршруты выходного дня, начавшиеся в Спас-Клепиках, отсюда бывает рейсовый автобус в Рязань. Мост же в Горках — почти уникален, похожие я видел только на Валааме: деревянный, почерневший от времени, настил, опирающийся на вбитые в дно толстые сваи. На майские праздники его заливает «с головой», байдарки приходится перетаскивать волоком, а сейчас, осенью, оказалось, что он имеет несколько метров над уровнем реки. Обснимав его со всех сторон, мы перешли на правый берег и направились к Горкам. Судя по карте, это было совсем рядом с рекой, но оказалось, все-таки не совсем на берегу, а немного в стороне, да и дорога наша вдруг стала размножаться, и мы только каким-то чутьем угадывали правильное направление.

В Горках порешили, что пора подкрепиться и, укрывшись от ветра за колодезным срубом, открыли банку тушенки. Любопытный петух крутится вокруг нас. Съели тушенку, набрали воды из колодца, двинули дальше, теперь уже на юг, в Деулино. Дорога расширилась, но стала хуже, очень похоже на полигон для испытания автомобилей – ямы да ухабы. Бережливые автолюбители пробили параллельно еще одну грунтовку, она поровнее. По пути постапливаем, но народ едет груженый, возвращаясь домой. На полпути (от Горок мы отошли километров 5) стопится УАЗ-буханка до Деулина (похоже на экспедиционный транспорт, разговоры все больше ботанические). Там было поживее – народ на улице, да и вообще, более как-то все обжито, чем в Горках и тем более в Голованове.

До автобуса было часа полтора, но постопить чесалась рука, пошли на трассу. Оказалось, что от могучей дороги Рязань – Владимир в Деулино и еще одну соседнюю деревню тянут асфальт, до Деулина осталось всего 1-2 км, уже грейдер отсыпан. А всего полгода назад мы с байдаркой тряслись тут на автобусе по плохой грунтовке.

Постояли на первой от Деулина остановке, стоп не шел, мешали двое местных молодых, желавших, видимо, уехать в Рязань. Решили идти дальше. Асфальт новый, хороший, дорога скоростная, крутых поворотов, а с ними и позиций – нет. Идем, постапливаем. Прошли километра полтора на запад, здесь дорога делала два плавных изгиба и принимала лесную грунтовку. Решили остановиться здесь и через некоторое время стопится Волга, правда, только до Солотчи. Немолодые муж с женой, видимо, соревновались в скорости с сыном на «зубиле», поэтому летели мы с ветерком. Поворот налево – выезд на «трансмещерскую» трассу. Кое-где сквозь придорожные кусты просматривается насыпь узкоколейки Тума – Рязань-Присань. Сейчас она заброшена и разорена, а когда-то, до строительства автодороги, это был единственный путь из Рязани на север. Известно, что ею пользовался Сергей Есенин. Константин Паустовский описал ее в одной из глав «Мещерской стороны».

И вот мы в Солотче. Хозяева «Волги» специально для нас проехали немного дальше своего дома – прямо к автобусной остановке. Высадились мы у стен Солотчинского монастыря, но осматривать его не стали – вечерело, да и с впечатлениями был уже перебор, решили перенести его на «следующий раз». Зашли в магазин, набрали шоколада, чипсов, ну, все для дальней дороги J и принялись ждать автобуса. Он не замедлил, и вскоре мы высаживались на рязанской автостанции «Приокская», преодолев перед этим очень длинный мост через Оку и прибрежные заливные луга. Зашли внутрь, списали расписание и захотелось нам есть, а на той автостанции, у дальней стены, как раз есть небольшая кафешка. Там-то мы и устроились, набрав пирожков, сосисок в тесте и кофе.

Еще перед заправкой в кафе мы договорились, что на электричку спешить не будем, поскольку хотим есть и не хотим торопиться, поэтому спокойно отдохнем и пойдем на трассу. В запасе у нас была еще одна рязанская и одна голутвинская электричка, на которые мы договорились пересесть в случае плохого стопа. Однако, мы так ими и не воспользовались, в чем была наша серьезная ошибка.

Перекусив и почувствовав себя бодрее, мы направились на конечную 10 троллейбуса, что на пл. Победы. Троллейбус сразу подошел и повез нас на западную окраину, в сторону ул. Крупской. Мы вышли, не доезжая одну остановку до конца, и, имея хорошим ориентиром пути окружной железной дороги, вернулись чуть назад, на московский выезд. Здесь находится лучшая в Рязани позиция при движении в сторону Москвы: слияние Московского шоссе с объездной, светофор, заправка. Однако, стоп не шел, и только после 40-50 минут висения к нам зарулил военный УАЗ типа «козел» с двумя ребятами-срочниками. Ехали они совсем недалеко, но пообещали нас вывезти из города и вписать к кому-нибудь. Утомленные висением на такой оживленной магистрали, мы согласились, и напрасно – вписали они нас к пожилой паре только до Луховиц (пара направлялась в Зарайск), да еще жена с пассажирского места всю дорогу ныла, что, мол, не надо им было останавливаться. По-хорошему надо было бы их отпустить, но позиций до Луховиц не предвиделось, уже стемнело, а светотехники у нас с собой не было, и так не хотелось вылезать из теплого салона… Короче, доехали мы с ними до Луховиц. Там, на перекрестке с дорогой на Зарайск, вис получился покороче, однако застопился нам молодой человек только до Коломны. Всю дорогу мы напряженно думали, стоит выйти у начала объездной или нет, но, увидев жуткую скоростную неосвещенную позицию среди леса на повороте на объездную, решили, что не стоит, и въехали в Коломну. Возможно, это была стратегическая ошибка, так как общее время прохождения примерно 200 км до Москвы составило более 5 часов.

Заехали мы в какие-то гаражи сразу за мостом через Оку, парень показал нам дорогу к трамваю, на который мы и направились. Однако, дорога оказалась сложной (хотя надо было пройти всего метров 200), пришлось переспрашивать. Трамвай подошел почти сразу, и на нем мы поехали на север. Проезжая мимо голутвинского вокзала, в нас зашевелился червь сомнения: а может, лучше, на электричку (обе электрички были у нас все еще в запасе), но мы его быстро придушили – хотелось на трассу. Это было второй серьезной ошибкой – если уж заехали в город – надо было пересесть на железку. Однако, мы, полные радужных надежд, пересели на трамвай до краеведческого, доехали до конца и вышли на московскую трассу у Маринкиной башни коломенского Кремля.

Трафик, какой-никакой, но был, однако упорно ничего не стопилось. Мы прошли за мост – опять ничего. Решили взобраться на горку, потом ушли дальше, уже совсем вышли из города, прошли заправку, поворот на Коробчеево – ничего. Упав духом (шли мы уже больше часа, постоянно постапливая, но из города выезжать упорно никто не хотел), мы потопали к слиянию с объездной. И здесь, в километре от слияния (мы уже давно слышали мерный гул мощной трассы справа), нам останавливается… «Ока» с водителем и… пассажиром!!! И это несмотря на наши просто огромные (совсемнестопного вида) шмотники. Мы объяснили ситуацию, пассажир попытался поиметь с нас денег, однако, был одернут драйвером, который немедленно выскочил с намерением упрятать шмотники в багажник. Ничего, естественно, не получилось, так мы и ехали вдвоем на заднем сиденье «Оки» с двумя турьевыми шмотниками на коленях J.

В машине оказалось двое местных ребят лет 20-22, направлявшихся в Малино, то ли на дискотеку, то ли на дачу. Первые вопросы, естественно, были: как это мы так ездим. Мы оттарабанили ставший уже привычным ответный текст, разговор затем перешел на цель нашего путешествия (точнее, возвращения) – Москву, в особенности их заинтересовала мое знание «комплексов» – гостиничного туркомплекса «Измайлово», однако, попытки нащупать общие знакомства в службе охраны ни к чему не привели. Так, за разговорами, мы подъехали к Воскресенскому повороту (пересечение М5 с А108), где и распрощались.

Положение наше было довольно сложным – мы успевали на метро только если застопим немедленно что-либо скоростное. Несмотря на средний трафик, нам это не удалось. Сначала мы постояли прямо у поста на повороте, затем отошли метров на 50 к стоянке дальнобоев. Один из них проснулся, выглянул из кабины, мы поболтали немного на тему, что темно, ни фига сейчас в Москву никто не возьмет и все в таком духе. Но нам ничего не оставалось, как продолжать стоять на месте: других дорог в Москву не было. Похолодало, начал накрапывать мелкий дождик. Останавливается импортный микроавтобус. За рулем – мужчина средних лет, рядом – жена, в салоне –куча барахла. Диалог (в основном с женой):
– Добрый вечер, можно с вами сколько-нибудь в сторону Москвы? – хотя здесь кроме Москвы, и, может быть, еще бронницкого поворота, ехать некуда, сработала привычка).
– А сколько дадите?
– А мы автостопом.
– Вообще у нас дети в салоне спят.
– Ну, счастливого вам тогда пути.

Порассуждав на тему, какого ж тогда было останавливаться, если «дети спят», продолжаем методично обрабатывать поток, который, кстати, начал неумолимо падать – похоже, последние дачники уже подъезжают к кольцевой. Наконец, когда на метро мы уже безнадежно опаздываем, на обочину выезжает серая иномарка. Состав присутствующих – примерно как в микроавтобусе, за исключением детей. Берут до Москвы. Ночь, глаза слипаются, и только перед самой МКАД я выясняю, куда же ему. Оказывается – о, чудо! – на Ярославку. Покидаем гостеприимную иномарку у совхоза 1 Мая, выходим к площади Соловецких Юнг, и здесь нас ждет сюрприз – 230й (или 34й?) заехавший на диспетчерскую после последнего рейса (в 2.15 ночи!) и вписка в него почти до дома.